В греческой мифологии человек козел. Мифологическая энциклопедия: Животные в мифологии: Козел

Получеловек-полукозел. Мифы разных народов

В греческой мифологии человек козел. Мифологическая энциклопедия: Животные в мифологии: Козел

Легенды и предания многих народов мира являются важными темами изучения народного творчества. Они рассказывают о героической истории народов, содержат ряд интересных фактов, вокруг которых идет много споров. Художники, скульпторы и архитекторы увековечивают героев в камне и на полотне, а писатели, поэты и драматурги обыгрывают истории в своих произведениях.

Мифические существа, сказочные животные и чудовища

Древний человек находился в страхе перед могуществом сил природы. Эти силы воплощали разные образы чудовищ и зверей, которые были продуктом воображения человека.

Как правило, такие существа сочетали части тела человека и животного. Хвосты рыб и змей, крылья и клювы птиц, копыта, хвосты и рога домашних животных подчеркивали отвратительность чудовищ. Большинство из них были жителями морского дна, болотной тины, дремучих лесов. Эти места обитания олицетворяли их темную сущность.

Но не все чудовища страшные, среди них бывают вполне прекрасные жители фантастических миров. В основном это полулюди, но иногда среди них бывают и совершенно фантастические существа, непохожие ни на зверя, ни на человека.

Получеловек-полукозел из античности

Наибольшее количество таких полулюдей характерно для греческой мифологии. Их наделяли сверхспособностями и приписывали им разные коварства.

Пан – добрый лесной бог

Изначально бог Пан был одним из самых древних греческих богов. Владыка лесов, пастухов и защитник скотоводов. Несмотря на то что Пана чтили в Аргосе и Аркадии, где активно было развито животноводство, его не включали в пантеон олимпийских богов. Со временем он становится просто покровителем живой природы.

Отцом его был могущественный Зевс, а матерью – нимфа Дриопа, которая сбежала, увидев сына необычной наружности. Получеловек-полукозел Пан родился с козлиными копытами и бородой, а олимпийские боги удивлялись и смеялись, увидев сына Зевса на Олимпе.

Но бог Пан – добрый. Под звуки его свирели мирно пасутся стада и весело танцуют нимфы. Но и про него ходит немало слухов. Уставшего после хороводов, его лучше не будить, потому что Пан вспыльчив и может испугать человека или наслать на него крепкий сон. Греческие пастухи и скотоводы чтили Пана и задабривали его подарками в виде вина и мяса.

Сатиры

Сатир – внешне получеловек-полукозел. Существо атлетического телосложения с козлиными ногами, копытами, хвостом и рогами. В мифологии Греции он олицетворяет лесного владыку плодородия.

На кого похож получеловек-полукозел? Фото картин известных художников изображают сатиров в окружении леса, играющими на свирели. Они считались воплощением мужской силы. Они пьянствуют, преследуют лесных нимф и соблазняют их.

Получеловек-полукозел наделен силой диких животных, а человеческая мораль и правила ему чужды. Их можно было видеть часто в окружении Диониса, бога виноделия и веселья.

В преданиях других народов тоже присутствует получеловек-полукозел. Как называется и что олицетворяет существо?

Очокочи

В грузинских народных сказках есть история про охотника, который встретился ночью в лесу с человекоподобным существом. Его называют Очокочи. Это злое божество, злейший враг охотников и собирателей.

Очокочи – огромное злое чудище, покрытое густой рыжей шерстью. Из его грудной клетки торчит острый горб в виде топора, которым он рассекает противников. Очокочи был бессмертен, и ни один охотник не мог его убить. В некоторых грузинских семьях до сих пор непослушных детей пугают этим персонажем.

Крампус

Это получеловек-полукозел в западноевропейской мифологии. Он является рождественским героем и антиподом Санта Клауса, частым гостем зимних праздников, который наказывает непослушных детей. Этим существом довольно часто пугают детей и в наши дни.

Легенды о крампусах связаны с наступлением холодов и сокращением светового дня. Чаще всего истории об этих злобных и коварных существах можно услышать в Германии, Австрии и Венгрии. Образ Крампуса, несмотря на грозность и пугающий внешний вид, связан с рождественскими праздниками.

В западной Европе этому божеству даже придумали целый праздник – «Крампусина». Это веселое и доброе действо настраивает людей на хорошее праздничное настроение. Люди, переодетые в шкуры крампусов с рогами, появляются на улицах. Они увешаны всякими громкими атрибутами – колокольчиками и железками, создают шум, играют с детьми и взрослыми.

Получеловек-полукозел в мифологии – это дьявол?

В христианской религии образ существа с чертами козла считают олицетворением дьявола и приписывают ему самые негативные качества. Во времена Средневековья образ сатира трансформировался в образ черта. Художники античности изображали этих существ музыкантами, собирающими виноград и занимающихся приготовлением вина.

Образ получеловека-полукозла плавно перекочевал в современные сказки и предания. И он связан не только со злом и негативом, но и с плодородием и весельем.

Источник: https://autogear.ru/article/290/087/poluchelovek-polukozel-v-mifologii-raznyih-narodov/

Энциклопедия мифологии – значение слова Козёл

В греческой мифологии человек козел. Мифологическая энциклопедия: Животные в мифологии: Козел

Мифологические представления о К. подчёркивают прежде всего его исключительную сексуальность (в сниженном виде – похотливость) и плодовитость. Отсюда его связь с божествами и другими мифологическими персонажами, олицетворяющими эти качества, – литовским Перкунасом, славянским Перуном, скандинавским Тором – вплоть до громовержца в т. н.

основном индоевропейском мифе, а также божествами, так или иначе связанными с плодородием, в частности с буйной растительностью – Пушаном у индийцев (при жертвоприношении коня он получил в качестве своей доли К., поэтому колесница его, так же как колесница Перкунаса, Перуна, Тора и др., запряжена К.; ср.

выражение «служить за козла на конюшне»), Пушкайтсом у пруссов (Пушкайтс связывается с бузиной, которая в других традициях, например у румын, соотносится с К.), Паном у греков (имена Пана, Перуна, Пушкайтса, вероятно, восходят к общему индоевропейскому корню pus, «расцветать, делать плодородным»). Аспект плодородия подкрепляется также свидетельствами, почерпнутыми из ритуальной сферы.

С Пушкайтсом соотносится обряд жертвоприношения К. и связанная с ним символика изобилия (ср. также мотив жертвоприношения К. козлоногому, козлорогому и козлобородому Пану, сопоставимый с мотивом превращения в К. Диониса, в свиту которого входит Пан).

Русская сказка о «козе лупленой» и словацкая ритуальная игра в козу содержат мотивы выживания козой из своего жилища всех других животных и последующего изгнания самой козы пчелой или ежом.

Насильственное извлечение мифологического персонажа, олицетворяющего плодородие, из своего убежища позволяет – через ряд промежуточных этапов – сопоставить козу с образами древних переднеазиатских божеств плодородия типа хеттского Телепинуса, также ужаленного пчелой и после этого вышедшего наружу. В некоторых традициях ритуалы плодородия предусматривали сожитие женщины с К.

Вместе с тем наряду с аспектами плодородия в мифах и особенно в восходящих к ним традиционных представлениях фигурирует бесполезность и непригодность К., иногда козы (ср. выражения: «как от козла ни шерсти, ни молока», «козла доить» и др.), некая его сомнительность, нечистота, несакральность (ср. противопоставление – К. или козлищ агнцу). К.

связывается и с нижним миром и тем самым с жертвоприношением особого рода: по славянским поверьям, водяного можно умиротворить шерстью чёрного козла, злой домовой мучает всех животных, кроме К. и собаки (ср.

также представление о козлином копыте дьявола); у некоторых народов во время похоронного обряда чёрный козёл приносился в жертву, чтобы служить умершему пищей, которая поможет ему возродиться (следы этих представлений прослеживаются в библейском сюжете «козла для отпущения грехов», Лев. 16, 9-Ю). Мотив жертвоприношения прослеживается также в поздних (в основном фольклорных) источниках.

В сказке об Алёнушке и братце Иванушке, обнаруживающей несомненные связи с ритуалом, подчёркивается мотив замышляемого убийства обращённого в К. Иванушки; при этом убийство изображается как некое жертвоприношение («огни горят горючие, котлы кипят кипучие, точат ножи булатные, хотят козла зарезати …», ср. также выражения «забивать козла», «драть козу», «драть, как Сидорову козу»).

В этом же контексте находятся и такие обрядовые действа, как рождественские и масленичные обходы «туроня» в сопровождении старого деда-стрелка, пытающегося стрелой или палкой поразить «туроня», или игры ряженых с козой, причём сначала поётся: «Где коза ходит, там жито родит…, где коза ногою, там жито копною…

» (аспект плодородия), после чего козу убивают стрелой, затем она вновь оживает, и снова поётся песня о плодородии. В последнем обряде, как и в русской сказке, выделяются два мотива: мотив не состоявшегося заклания К. или козы (смерть оказывается мнимой, или же после смерти снова наступает жизнь) и мотив травестийности (К. – превращённый Иванушка; «туроня» изображают два человека; ср.

загадки о К.: «С бородой уродился, богу угодился, святой быть не может», «С бородой, а не мужик» и представление о К. как превращённом добром молодце в сказке «Сопливый козёл»,- Афанасьев, № 277).Мифологическая история К. углубляется с привлечением материалов палеолитической живописи, а также искусства и фольклора позднейших эпох (сюжеты типа «К. у дерева» или «К.

, запутавшийся в ветвях» – статуэтка из Ура, вплоть до «Как пошёл наш козёл да по ельничку…»), установлением связи К. с другими божествами – Герой, Дионисом, Афродитой; Агни, Варуной, Индрой; Мардуком, Таммузом, Нингирсой, Эйя и др. Иногда с К.

соотносятся некоторые мифологически и сакрально отмеченные атрибуты, позволяющие восстановить важные звенья мифологических представлений о связи К. с божествами грозы. Эгис, или эгида (собств. «козья шкура»), – атрибут Зевса, Афины, иногда и Аполлона. По Гомеру, эгида представляет собой щит, изготовленный Гефестом для Зевса (отсюда Зевс-Эгиох).

Позднее считалось, что эгида – это шкура козы Амалфеи, натянутая на щит (некоторые исследователи видят здесь воспоминание о древнейшем обычае защищать левую руку козьей шкурой); другой вариант мифа изображает эгиду как огнедышащее чудовище, порождённое Геей и убитое Афиной, сделавшей себе из него щит (с сер. 6 в. до н. э.

щит-эгида из козьей шкуры становится постоянным атрибутом Афины; ежегодно на Акрополе в жертву Афине приносился козёл, шкура которого как эгида возлагалась на статую богини); ср. также представление о К. как символе тучи, скрывавшей молнии Зевса, и индоевропейский образ К. как зооморфного символа молнии, грома. Образ К. связывается также с астрономической и временной символикой (ср. Capricornus, или «рогатый К.»); Козерог как один из знаков Зодиака, название месяца, связанного с К. в китайском и некоторых других анимальных календарях; К. как минойский бог убывающего года, в отличие от барана как бога прибывающего года и т. п. Ср. также символику образа К. в народной медицине, геральдике, толкованиях снов (сладострастие, плодородие, богатство, жизнь – смерть, глупость, непостоянство в любви) и т. д.Лит.: Богатырев П. Г., Вопросы теории народного искусства, М., 1971, с. 34-37; Топоров В. Н., Русское «заби(ва)ть козла», в сб.: Studia linguistica A. V. Issatachenko, Lisse, 1978; Frazer J. G., The Scapegoat, L., 1925.

В. Н. Топоров.

Смотреть значение Козёл в других словарях

Козёл — козла, м. 1. Козлы (простореч. спец.). 2. Короткая кобыла (в 4 знач.; спорт.).
Толковый словарь Ушакова

Козел — -зла́; м.1. Самец козы. К. с бородой и рогами.2. Бранно. О человеке, вызывающем неприязнь, раздражение. Старый к.!3. мн.: козлы́, -о́в. Род парнокопытных млекопитающих……..

Толковый словарь Кузнецова

Безоаровый Козел — (бородатый козел) – парнокопытное животное семействаполорогих. Длина тела до 1,5 м. Рога у самцов до 1,3 м, у самок короткие.Обитает в горах на некоторых островах Греческого……..
Большой энциклопедический словарь

Бородатый Козел — то же, что безоаровый козел.
Большой энциклопедический словарь

Винторогий Козел — (мархур) – парнокопытное животное рода козлов. Длина теладо 1,7 м. Рога закручены. В горах Азии – в Афганистане, Пакистане, насеверо-западе Индии; на юго-востоке Ср. Азии………
Большой энциклопедический словарь

Сибирский Горный Козел — то же, что тэк.
Большой энциклопедический словарь

Бородатый Козёл — безоаровый козёл (Capra aegagrus), млекопитающее рода горных козлов. Дл. тела до 150 см, вые. в холке 80—95 см. Рога саблевидные, сжатые с боков, у самцов дл. до 130 см. В Зап., Ср. и Юж………
Биологический энциклопедический словарь

Винторогий Козёл — мархур (Capra falconeri), млекопитающее рода горных козлов. Дл. тела до 170 см, выс. ок. 90 см, масса до 90 кг, иногда больше. Рога прямые, штопорообразно закрученные. Окраска рыжеватая,……..
Биологический энциклопедический словарь

Сибирский Козёл — тэк (Caprasibirica), млекопитающее рода горных козлов. Дл. тела до 160 см, выс. до 100 см. Рога — у самцов и самок, саблевидные, с буграми на передней стороне. Окраска от почти белой……..
Биологический энциклопедический словарь

Козел — Л ЛО ИН ИХИН КОЗИН КОЗЛАНЮК КОЗЛЕНОК КОЗЛОВ КОЗЛЮК КОЗЛЯТИН КОЗЛОВИЧ КОЗЛЯКОВ КОЗЛЯТКИН КОЗДЮК КОЗЛАН КОЗЛАНОтчество от нецерковного мужского личного имени -……..

Словарь русских фамилий

Коза (козел) — -ценные в древности домашние животные, разведением которых занимались и евреи. Козья шерсть шла на изготовление одежд, из нее же были сотканы покрывала скинии; козья……..
Исторический словарь

Козел — — евр. тавиш; коза — евр. эз. , коза. Большие стада этих животных были у евреев (Быт. 27:9; 32:14; 1 Цар 25:2; 2 Пар 17:11; Песн. П. 4:1; 6:6). Они употреблялись для различных жертв (Исх. 12:5;……..
Исторический словарь

Козел Для Отпущения — (Лев 16.7-10)-часть жертвы за грех, приносимой по закону ежегодно в день очищения. Козел, выбранный для этого по жребию из двух представленных, после возложения на него грехов……..
Исторический словарь

Козел Отпущения — См. «Очищение».
Исторический словарь

Козел Отпущения — Козел – животное, на которого в древнеиудейском практике в день Искупления перекладывались накопленные грехи людей. Козла, символически нагруженного таким образом,……..
Психологическая энциклопедия

Теория “козла Отпущения”, Козел Отпущения — Объяснение феномена дискриминации, основанное на идее подавленной агрессии (см. Теория подавленной агрессии). Когда мы стремимся к достижению личных целей, это приводит……..
Психологическая энциклопедия

Пахомий Козел — архимандрит Симонова мон. в Москве 1674—79 г.; ранее —
Большая биографическая энциклопедия

Козел Отпущения — – англ. scape-goat; нем. Sundenbock. Заимствованная из Библии метафора,  обозначающая человека  или группу людей, к-рым приписываются чужие ошибки, просчеты и к-рые несут ответственность, ……..
Социологический словарь

Андрогинный Козел — (Мендеса.) См. “Бафомет”.
Философский словарь

Козел Отпущения — (“Le bouc emissaire”. Paris, 1982) – книга Жирара, посвященная детальному анализу феномена “жертвенного кризиса”, а также механизмов его разрешения. Книга состоит из пятнадцати глав……..
Философский словарь

Козёл — см. в статье Посадка.
Энциклопедия техники

Козел — Олицетворяет мужество, изобилие жизненной силы, созидательной энергии. может меняться местами в смысле символики с газелью или антилопой. Живя на высотах, он также……..
Словарь символов

Козел Отпущения — Олицетворяет перенос вины, избежание последствий греха, очищение от грехов, разрыв с прошлым и его последствиями через взятие на себя грехов других или общины в целом………
Словарь символов

КОЗЁЛ — КОЗЁЛ, -зла, м. 1. Жвачное парнокопытное животное сем. полорогих с длинной шерстью. Дикий к. Горный к, Винторогий к. 2. Самец домашней козы. От него как от коала молока (нет……..
Толковый словарь Ожегова

Бельгийский козёл —    Устой деревянного моста, состоящий из двух брусчатых треног и перекладины.    (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Архитектурный словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для Козёл

Источник: http://slovariki.org/enciklopedia-mifologii/2875

Получеловек-полукозел в мифологии разных народов

В греческой мифологии человек козел. Мифологическая энциклопедия: Животные в мифологии: Козел

Легенды и предания многих народов мира являются важными темами изучения народного творчества. Они рассказывают о героической истории народов, содержат ряд интересных фактов, вокруг которых идет много споров. Художники, скульпторы и архитекторы увековечивают героев в камне и на полотне, а писатели, поэты и драматурги обыгрывают истории в своих произведениях.

Энциклопедия символов. Мифические существа

В греческой мифологии человек козел. Мифологическая энциклопедия: Животные в мифологии: Козел

Мифические существа. Класс знаков по форме идентичных геометрическим элементам, широко использующихся в эмблематике и геральдике. на веб-портале imbf.org

Мифические существа

Оглавление

Мифические существа представляют собой, как правило, комбинацию нескольких животных, что позволяет человеческому воображению наделить их необычными возможностями, в том числе свободой от привычных принципов нашего мира.

Чудовища, объединяющие в себе облик нескольких различных зверей, являются символом первоначального хаоса или ужасающих сил природы, они олицетворяют и злые силы в натуре самого человека.

Сказочные животные часто изображаются охраняющими сокровища или сокровенное, тайное знание.

Ба (птица)

Птица души Ба, склонившаяся над мумией перед отлетом в иной мир (Египет)

Птица Ба – египетский символ души человека, отлетающей после его смерти в иной мир. Эта птица имеет тело сокола (по некоторым данным, – ястреба) и голову человека.

Василиск (кокатриса)

Василиск с головой петуха

Василиск – один из самых смертоносных существ средневековой символики. По одним данным, василиск внешне похож на симплициссимуса, но с головой и ногами петуха. В оккультном и магическом символизме василиска изображают в виде коронованного змея.

Поскольку, как принято считать, василиск разрушает взглядом все, на что ни посмотрит, он был принят в качестве магического символа мудрости, пожирание им человека символизирует процесс инициации.

Считается, что единственная возможность одолеть василиска – поставить перед ним зеркало.

Гарпии

Гарпия (XVI век)

Это полуженщины-полуптицы (женские голова и грудь, а когти – стервятника) отвратительного вида. Ассоциируются с внезапной смертью, водоворотами и штормами. Женский принцип в его разрушительном аспекте.

Гаруда

Гаруда (герб Таиланда)

Птица Жизни, Небес, Солнца, победы. Иногда идентифицируется с Фениксом. Она также средство передвижения бога Вишну, создателя и разрушителя всего («конь Вишну»). Она выходит из яйца уже взрослой и гнездится в Древе Жизни, выполняющем все желания. Голова, грудь (женские), торс, ноги до колен у гаруды человеческие, клюв, крылья, хвост, задние лапы (ниже колен) – орлиные.

Гаруда часто изображается сражающейся с нагами (змеями), персонифицирующими зло.

Гидра

Гидра (Греция, XVI век)

В греческой мифологии Гидра – дракон-змея с семью головами. Она символизирует трудности в борьбе со злом: как только одну из ее голов отрубают, тут же вырастает новая. Слепая, животная сила жизни.

Грифон

Грифон-защитник (XVI век)

Солнечное гибридное существо, соединяющее в себе голову, крылья и когти орла с телом льва, – эти животные олицетворяют власть над воздухом и землей (король птиц и король зверей), поэтому грифон – символ силы и бдительности.

В Греции грифон был посвящен Аполлону, чью колесницу он вез по небу, для Афины он олицетворял мудрость, для Немезиды – возмездие. Легенды гласят, что грифоны охраняли золото Индии и скифов.

Существует также легенда, что грифоны, живущие на Крайнем Севере, охраняют золото Зевса, находящееся в стране гипербореев.

Дракон

Китайский дракон Чиао, символ счастливого случая

Дракон – «крылатый змей», но только с лапами, как у орла, – объединяет в себе змею и птицу, дух и материю. Это один из универсальных и самых сложных символов. Дракон может быть солнечным и лунным, добрым и злым.

Это хранитель сокровищ и тайных знаний. Символ долголетия. На Востоке дракон, как правило, – Сила Небесная, несущая благо, на Западе – разрушительная и злая сила. В России дракон – знак сатаны, дьявола.

Победа над драконом означает победу света над тьмой, над собственной природой.

Единорог

Геральдическое изображение единорога

Единорог – мистическое существо, животное с телом лошади или оленя, имеющее длинный острый рог. В общем случае символизирует женский, лунный принцип, непорочность, чистоту, целомудрие. В Китае олицетворяет изобилие и долголетие.

Согласно легендам, может быть пойман только целомудренной девой, одиноко сидящей в лесу: чувствуя ее чистоту, единорог может подойти к ней, положить голову ей на колени и уснуть.

На основе этих легенд он стал символом чистоты, в частности женской.

Кентавр

Кентавр, охотник за знаниями

Согласно греческим мифам, кентавр – существо с телом лошади и торсом человека. Это символ низшей природы человека (похоть, насилие, пьянство), его звериной натуры, соединенной с более высокой природой человеческими достоинствами и способностью суждения. Это символ конфликта между свирепым и добрым аспектами человеческой природы.

Существует версия и о морально безупречных кентаврах (среди них – Хирон), ведущих происхождение от Кроноса. Они символизируют превосходство разума над инстинктом.

Макара

Макара

В западной традиции макара – фантастическое морское чудовище огромных размеров (рыба с головой крокодила). Символ мощи морей и океанов, рек и озер. В индуизме макара имеет вид рыбы с головой и передними ногами антилопы.

Это одно из существ, на котором путешествует Вишну. Это положительный символ, связанный с радугой и дождем, с лотосом, вырастающим из воды, возвращением Солнца после зимнего солнцестояния.

Макара в ряде легенд связывается с божествами, выступающими в роли охранителей мира – локапал (Варуна, Сома, Индра, Кубера…).

Медуза Горгона

Медуза Горгона (Греция) – ужас

https://www.youtube.com/watch?v=B8W2OmN7sxM

Медуза Горгона – чудовище женского рода со змеями вместо волос, зубами вепря, золотыми крыльями и бронзовыми ногами.

Это наиболее откровенное олицетворение враждебного зла, Великая Мать в ее ужасном аспекте разрушителя, воплощение ужаса. Один взгляд на нее обращал людей в камень, поэтому ее изображение впоследствии стало защитным амулетом.

После того как Персей отсек Медузе Горгоне голову, из ее крови родились великан Хрисаор и крылатый конь Пегас.

Наги

Будда, сидящий на свернувшемся в кольцо наге, символизирующем знание, скрытое в инстинкте (статуя из храма Ангкора)

В индуизме это полубожества, изображаемые со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами (иногда это просто многоголовые змеи). Им, согласно легендам, принадлежит подземный мир – патала, где они стерегут несметные сокровища земли.

По преданию, наги омыли Гаутаму Будду при его рождении, а также оберегали его останки после смерти. Наги – стражи сокровищ и эзотерических знаний, змеиные короли и королевы, жизненные силы вод, страстная природа.

Это охранители природных сил, которыми можно управлять.

Пегас

Пегас (XVI век)

Это крылатый конь Муз, который появился из шеи Медузы, когда Персей отсек ей голову.

Пегас, на котором Беллерофонт победил Химеру, олицетворяет комбинацию низшей и более высокой природы, стремящейся к высшему, и символизирует превосходство духовного над материальным.

Это также символ красноречия, поэтического вдохновения и созерцания. В европейской геральдике Пегас изображается на гербах мыслителей. В наши дни часто используется как эмблема воздушного транспорта.

Русалка

Русалка (ХV век)

Женщина-рыба, способная жить в мире человеческом и мире сверхъестественном. Магический символ инициации. Русалка – морская версия Кентавра. Однако она имеет и более позитивную символику, по рассказам моряков.

В славянской мифологии русалки (купалки, водяницы, лоскотухи, вилы, ундины) – вредоносные существа, особенно опасные в русальную неделю (следующую за Троицей). Часто русалок путают с такими существами древнегреческой мифологии, как нереиды, наяды, водяные нимфы.

Но эти вечно юные девы не имеют, в отличие от русалок, рыбьего хвоста.

Саламандра

Саламандра в огне

Саламандра – мифическое существо в виде обычного животного, но со сверхъестественными возможностями. Саламандра обычно изображается в виде маленькой ящерицы или бескрылого дракона, иногда с фигурой, похожей на человеческую или собачью, среди языков пламени.

Эти существа считаются наиболее ядовитыми из созданий, их укус смертелен. Саламандра – элемент огня и способна жить в огне, поскольку у нее очень холодное тело. Это символ борьбы с чувственными соблазнами.

Поскольку саламандра считается бесполым существом, она также символизирует целомудрие.

Симплициссимус

Эмблема Гарольда

Симплициссимус – вымышленный зверь, похожий на дракона, но с двумя орлиными ногами и хвостом в форме наконечника пики, закрученного петлей. Символизирует войну, зависть, зловоние, бедствие, сатану, но также и бдительность.

Симплициссимус был личной эмблемой короля Гарольда (на французских коврах из Байе, повествующих о битве при Гастингсе и смерти Гарольда в 1066 году, симплициссимус изображен дважды).

Собака Фо

Собака Фо (Китай)

В переводе с китайского «Фо» – «большая удача». Это символ доблести и энергии, талисман для дома. Собачек Фо надо приобретать парами и располагать их бок о бок.

Если поставить их (или повесить их изображения) напротив входной двери, они встречают всех входящих и защищают от бед и неудач каждого члена семьи.

Помещенные в зоне богатства (юго-восточная часть), собачки Фо способствуют благополучию и процветанию дома. Расположенные в центральном секторе, они быстрее принесут в дом богатство.

Сфинкс

Египетская монета с изображением сфинкса

Сфинкс – существо с телом льва и человеческой головой (мужской или женской) или с головой барана. Самый древний и большой – Великий Сфинкс в Гизе (Египет). Это древний образ, олицетворяющий таинственную, солярную силу, символ достоинства, королевской власти мудрости, могущества, символ союза физической мощи с высочайшим интеллектом.

Египетский сфинкс не имеет ничего общего с более поздней греческой легендой о «загадке Сфинкса», которая сделала его символом тайны, хранителем древней мудрости, но Юнг считал сфинкса символом женской жадности, а также «Ужасной Матери».

Сцилла и Харибда

Сцилла (Греция) – опасность

В греческой мифологии это два чудовища Сицилийского моря, живших по обеим сторонам узкого пролива и губивших проплывающих между ними мореходов. Безжалостные воплощения сил моря.

Когда-то из прекрасных нимф они были превращены в монстров с шестью головами, с тремя рядами зубов в каждой голове, с уродливыми длинными шеями. Эти ревущие, грохочущие чудища заглатывали море и выплевывали его обратно (образ разверзающейся морской пучина).

Находиться между Сциллой и Харибдой означает подвергаться опасности одновременно с разных сторон.

Тритон

Тритон (Греция) – успокоитель волн

Изображается в виде старца или юноши с рыбьим хвостом вместо ног. В греческой мифологии считается морским божеством – сыном Посейдона и владычицы морей Амфитриды. Тритон трубит в рог из раковины и правит силами вод. Морская версия русалки, но мужского пола.

Феникс

Феникс (XVI век)

Феникс – наиболее известный из всех символов воскрешения, древний символ бессмертия, Солнца. Животное, имеющее обычный облик, но со сверхъестественными возможностями.

Эта легендарная птица через каждые 500 лет возрождается из пепла в огне. Феникс стал эмблемой возрождения человеческого духа в вечной борьбе с трудностями материального мира.

Из Древнего Египта этот символ в полной неприкосновенности перешел в славянскую мифологию (Жар-птица, Финист-Ясный Сокол).

Химера

Химера (Ватикан)

Согласно описанию Гомера, это чудовище с головой льва, телом козла и хвостом змеи. Питается огнем, была убита Беллерофонтом, который правил крылатым пегасом.

В геральдике химеру иногда изображают с головой и грудью женщины и хвостом дракона.

Химера вызывает ветры и штормы на земле и на море. Символизирует опасность, а также заблуждение (может порождать иллюзии). Кроме того, это символ несуществования.

Источник: https://www.imbf.org/interesnye-stati/ehnciklopedija-simvolov-mificheskie-sushchestva.html

Сатиры — охочие до вина и женщин полулюди-полукозлы

В греческой мифологии человек козел. Мифологическая энциклопедия: Животные в мифологии: Козел

Сатиры — существа из греческих мифов, неизменные спутники дриад. Представляют собой группу лесных божеств, демонов плодородия, всегда жизнерадостных, полных сил. Эти козлоногие создания в великом множестве населяли греческие острова.

В статье:

Сатиры — что они собой представляют

Сатиры представляют собой существ териоморфных и миксантропичных. На их телах произрастает густая шерсть, у них длинные крепкие и жесткие волосы. На лицах растут козлиные бородки, а на ногах — копыта, как у коз или лошадей, хвосты тоже либо козьи, либо лошадиные. Лоб могут украшать рожки, а вместо человеческих ушей имеются лошадиные.

Фаллос — символ их плодородного мужского начала. Типичный представитель данного рода похотлив, влюбчив, задирист, крайне нагл и прилипчив. Нимфам и менадам нет от них спасу: обязательно найдется такой сатир, что погонится за девами, желая ими овладеть.

Сатиры страдают ленью и распутством, проводят дни за пьянством и погонях за нимфами с целью овладеть ими. Их происхождение описал Гесиод, им же он приписывал первое изготовление вина. Сатиры были поклонниками алкоголя, а также отличались неумеренным сексуальным аппетитом. Они входили в свиту Диониса, Вакха — веселились, пели, а в безумии разрывали людей на части.

Рационалистическая теория полагает, что первоначально за сатиров греки принимали варваров, обитателей гор. Варвары избегали мытья — от того-то и пошло поверье о том, что они покрыты козьим мехом. Вполне вероятно, что за волшебных лесных существ с необузданным нравом греки принимали именно их.

Сатиры — воплощение дикости, их животные качества берут верх над всеми остальными. Они не задумываются о морали, табу и запретов для них нет. Как природные духи и полузвери, сатиры также отличались невероятной выносливостью — любой человек, не будь он полубогом, проиграл бы сатиру в бою и на пиру.

Сатиры также увлекаются игрой на флейте. Флейта — двусмысленный символ, она всегда была основным их атрибутом. Другие атрибуты — это тис, свирель, мехи с вином и глиняные сосуды. Сатиры — частые гости на полотнах таких художников, как, например, Адольф Вильям Бугро. Нередко в их компании были изображены и человеческие девы — общеизвестная слабость лесных созданий.

Подвидом сатиров являются некие титиры, герои мифов, также служившие Дионису. Впервые они упоминаются в восьмом веке до н.э., и уже тогда они были тесно связаны с культом Диониса, покровительствовавшего вину и веселью. Римские легенды нередко называют сатиров панами, фавнами, сильванами. Иногда эти названия служат для обозначения разновидностей данных существ.

Привычки, повадки, особенности сатиров

Греки и римляне описывали их как довольно трусливых, проказливых сластолюбцев, охочих до женщин и вина. Комплексами сатиры не страдают — они вовсе не знают этого слова. У них бурная фантазия и много идей, но человеческих чувств вроде стыда им не понять.

Сатиров привлекают сборища людей праздных, предающихся безделью.

Вдвойне хорошо, если поблизости есть пивной или винный погреб: тогда хорошего веселья не миновать! Во все века появление сатиров означало, что грядет бурный праздник.

Козлоногие, козлорогие, покрытые густой шерстью, бородатые, с блеющими голосами, они приносили с собой неистовое веселье и желание плясать до упаду.

По окрасу эти существа бывают разными — даже рыжими или ярко-красными. И волосами может быть покрыто не всё тело, а только копыта. Или наоборот: шерстью сатир может зарасти по самый лоб. Существуют расхождения и относительно копыт: в одних источника указано, что те являются парными, как у всякого домашнего скота, а в других — вместо двух ороговевших образований у них имеется три.

Женщины-сатиры не упоминаются ни в одной легенде, а потому человеческие девы и лесные нимфы представляют для них особый интерес. На празднествах они стараются держаться близ женщин, играть на флейтах, веселить народ.

Несмотря на свою падкость до женщин, сатиры не насильники. Не прямые, во всяком случае: получив отказ, они стараются споить деву, чтобы она переменила свое решение.

Ну а если дева лишится сознания от выпитого, сатир не преминет воспользоваться шансом. Такова их природа.

Бог Пан — главный среди сатиров

Главным над сатирами был бог Пан, покровитель охотников, пастухов, лесной чащи. Сначала он был самостоятельным божеством, но позже вошел в свиту Диониса. Рождение Пана произошло в Аркадии. Матерью его была нимфа Дриопа, а отцом — Гермес. Ряд мифов приписывает материнство Ойнеде, а отцовство — Зевсу.

Бог Пан

В любом случае, стоило великому Пану родиться, его мать увидела сына и ужаснулась: он оказался козлоногим, рогатым, длиннобородым. Можно представить, каково было прекрасной нимфе породить такое существо.

Дриопа (или Ойнеда, что зависит от версии мифа) бежала от своего позора. Отец был рад такому сыну. Он отнес его на гору Олимп, чтобы показать другим богам.

Все небожители были рады рождению Пана, они же и наградили его таким именем.

Пан не стал жить с ними на горе бессмертных. Он предпочел удалиться на землю, под сень лесов, к подножью гор. Он играл на сладкозвучной свирели, пас тучные стада скота. Нимфы полюбили Пана и его игру.

Стоило Пану начать играть, как толпами спешили они к нему, водили хороводы, танцевали пока пела свирель. Веселье Пана шумное, далеко разносятся музыка и смех. Сатиры и нимфы развлекаются со своим покровителем.

А стоит дневной жаре усилиться, как Пан уходит в чащу или грот, чтобы отдохнуть.

Как и все небожители, Пан опасен — может неожиданно появиться, испугав беспечного путника. Может навести панический страх, такой, что человек ничего не понимает и лишь бежит прочь, не замечая ничего вокруг. По легендам, целым войскам доводилось испытать на себе проклятье Пана. Греки считали, что такой страх овладел персами в битве под Марафоном.

Гневить бессмертного опасно, ведь бог-сатир вспыльчив. Но он отходчив, а в хорошем настроении добродушен, может щедро одарить. Особенно благосклонен к пастухам. Он защищает их стада от диких зверей, болезней и голода.

Греки считали, что именно Пан изобрел свирель. По легенде, он воспылал страстью к прекрасной нимфе Сиринге. Но нимфа испугалась бога, попыталась от него убежать. Путь ей пересекла река, и Сиринга упросила речного бога обратить ее в тростник.

Пан взял тот тростник и вырезал из него первую свирель, назвав сирингой. Полюбил Пан и другую нимфу — Эхо. От неё родилась дочка Ямба, любительница непристойных шуток. Он её имени пошло название стихотворного размера.

Римские Фавн и Сильван — это аналоги греческого Пана, бога-сатира.

Миф о сотворении винограда

По греческим легендам, вино было подарено людям богами. У Диониса был друг — сатир по имени Ампелос. После его смерти Дионис был очень печален. Он обратился к своему отцу Зевсу с просьбой вернуть друга к жизни.

Зевс откликнулся на его просьбу, превратив мертвого сатира в первую лозу винограда, чьи плоды по вкусу напоминали нектар.

Дионису так понравился вкус плодов и напитка, изготовляемого из них, что с той поры бог редко обходился без вина, поминая усопшего друга.

Сатиры из свиты Диониса отжимают виноград

У этой легенды существует иная версия. Если верить ей, Дионис подарил виноградную гроздь своему другу — сатиру Ампелосу. Бог предложил сатиру самому взять подарок, который находился на тонкой ветке высокого вяза. Ампелос не смог добраться до виноградной грозди, упал и разбился насмерть.

Опечаленный смертью друга Дионис превратил его тело в гибкую лиану, на которой рос виноград. Так появилась традиция виноделия в античном мире. Имя сатира же увековечено в названиях наук ампелологии и ампелографии.

Сатиры и христианство

С приходом христианской веры на греческую землю сатиры потеряли свою функцию веселых божеств плодородия. Христианство часто связывало облик Дьявола, Люцифера с человеком-козлом. В Средние века сатиры, чей образ полностью противоречил концепции христианской морали, стали чертями, мучившими грешные души в аду.

Античные творцы показывали сатиров как юношей и мужчин с козьими копытами, в венках, со свирелями. Сатиры собирали виноград и делали из него вино, призывали весну и лето, воплощали расцвет природы, её буйную плодоносящую силу. Христианские миссионеры исказили этот образ, сделав из сатиров чертей, от которых воняет серой, шерсть пропитана смолой, а в руках острые вилы.

Вполне вероятно, что появлением в христианском фольклоре черти и бесы обязаны именно прообразом сатиров из греческой мифологии. Они воплощают собой все то, что христианство считает греховным. Нет ничего удивительного в том, что с приходом христианства полулюди-полукозлы превратились в чертей, бесов и демонов.

Сатиры как наставники героев и враги дриад

Самым известным наставником из рода сатиров является Филакрет, обучавший воинским премудростям знаменитого Геркулеса.

Такую известность в двадцать первом веке он приобрел из-за одноименного диснеевского мультфильма.

Несмотря на сильные расхождения с оригинальной легендой о Геркулесе, создатели мультфильма отлично передали характер сатира, да и всех сатиров заодно. Это племя всегда готово и к бою, и к любви.

Кадр из мультфильма

С другой стороны, сатирам приписывается привычка строить козни против смертных и против природы заодно. Они с удовольствием обманывают и толкают людей на неверный путь, подначивают сделать какую-нибудь мерзость, от которой станет тошно даже богам на Олимпе. Причиной эту вовсе не изначальное зло, которого в природе сатиров нет — а попросту привычка делать дурное, развлекаясь.

Подсыпать яд и отравить лесной ручей, уничтожить многовековую рощу с дриадами — сатиры не видят в этом ничего плохого. Потому между дриадами и сатирами много веков идет непримиримая война.

Девы природы ненавидят сатиров за их сущность — низменную, полуживотную. А вот сатиров влечет к дриадам, как и ко всем остальным существам женского пола. Но дриады превращаются в деревья, стоит сатирам погнаться за ними.

И уж точно никакая дриада не станет благосклонна к козлоногому существу.

Так и повелось, что на пирах сатиров привечают как дорогих гостей, а вне празднеств они становятся жестокими и беспринципными врагами людей. И природы заодно. Хоть они и обитают в дикой природе, но не имеют с ней единства.

Не любят их ни звери, ни духи природы. Нет у них своего дома, оттого что все живое видит в них злокозненных противников, с которыми надо держать ухо в остро, а люди нуждаются в них лишь как в собутыльниках.

Остается сатирам лишь странствие в поисках дома, вино, песни и веселье.

https://www.youtube.com/watch?v=C2YXRAl9qmU

Лишь некоторые из этого племени смогли найти свое место в этом мире. Они живут в единстве с природой, никто не может изгнать их с обжитых мест. Такие сатиры поддерживают нейтралитет с извечными противницами — дриадами.

Именно они становятся наставниками для людей храбрых, сильных, создают из них настоящих героев, непобедимых воинов.

В легендах описывается, что такой сатир наставлял юного Геракла до встречи с кентавром Хироном, помогал ему понять предел своих сил.

В целом, сатиры — существа переменчивые, гонимые с места на место. Общей их чертой остается пристрастие к вину, музыке и веселью. И, разумеется, тяга к женщинам.

Источник: https://grimuar.ru/poltergeist/satiryi.html

Юрист на связи
Добавить комментарий