Льюис кэрролл письма баламута. Военный проповедник из Оксфорда

Легендарные христианские книги: «Письма Баламута» – Журнал ФОМА в Украине

Льюис кэрролл письма баламута. Военный проповедник из Оксфорда

ФОМА

Клайв Стейплз Льюис (1898–1963) — английский писатель, учёный-филолог и богослов, автор знаменитого цикла «Хроники Нарнии».

Время написания: 1941–1942 гг.

История создания

В годы Второй мировой войны Клайв Льюис записывается в ополчение и отправляется воевать на территории Франции. Война представлялась писателю одним из этапов вечной борьбы между Добром и Злом.

В качестве проповедника Льюиса — профессора английской литературы, прекрасно владеющего словом — приглашают вести передачи на радио и выступать перед британскими солдатами, чтобы поднимать их боевой дух.

Во время этих выступлений у Льюиса возник замысел рассказать о вере и религиозных истинах в необычной, «перевёрнутой» форме — от лица беса-искусителя.

Так, в 1941 году писатель создает ряд необычных проповедей в форме писем «От беса к бесу», которые публикует английская газета «The Manchester Guardian». Позднее писатель дает адресанту писем забавное имя Баламут, и уже в 1942 году разрозненные письма были собраны в книгу под названием «Письма Баламута».

О своей работе над произведением автор говорил, что такое художественное заглядывание в ад далось ему тяжело: «Настроить разум на бесовский лад легко, но неприятно, во всяком случае, забавляет это недолго.

От напряжения у меня как бы сжало дух. Мир, в который я себя загонял, говоря устами беса, был трухлявым, иссохшим, безводным, скрежещущим, там не оставалось ни капли радости.

Я чуть не задохнулся, пока не кончил книгу, а если бы писал дальше, удушил бы читателей».

«Есть два равносильных и противоположных заблуждения относительно бесов. Одни не верят в них, другие верят и питают к ним ненужный и нездоровый интерес. Сами бесы рады обеим ошибкам и с одинаковым восторгом приветствуют и материалиста, и любителя черной магии».

Клайв Льюис, вступление к «Письмам Баламута»

Во вступлении автор произведения говорит, что к нему в руки попала занимательная переписка, которой он хочет поделиться с обществом. Он также предупреждает читателя, что считать написанное истиной — опасно и советует помнить, что «дьявол — отец лжи».

«Письма Баламута» состоят из 31 письма. Все они — послания старшего беса Баламута своему племяннику — бесу-искусителю Гнусику. Герои находятся в положении наставника и ученика. Опытный Баламут, занимающий высокую должность в адской бюрократии, дает молодому племяннику советы для того, чтобы «выкрасть» у Бога человеческую душу и ввергнуть её в ад.

 «Письма Баламута». Лондон, издательство Macmillan, 1979 г.

У Гнусика есть свой подопечный среди людей — это молодой человек, который только что встал на путь веры и которого во что бы то ни стало нужно соблазнить, совратив с истинного пути. У Баламута имеется на этот счет целая методика. Чтобы склонить человека к какому-нибудь греху (унынию, гордыне и пр.

), подорвать веру, подменить служение Богу потаканием своим порокам, Гнусик должен выполнять определенные задания и письменно отчитываться по ним своему дядюшке. О содержании писем юного беса читатель узнает из писем Баламута, так как он их подробно комментирует и дает обстоятельные рекомендации. Баламут также интересуется успехами своего племянника у других бесов-искусителей.

К примеру, самостоятельно наводит справки о благочестивой девушке, в которую влюбился подопечный Гнусика.

Финал

В последнем письме Баламут констатирует крах миссии своего непутевого племянника, которого вскоре ждет наказание за эту неудачу.

Несмотря на все усилия бесов, молодой человек не поддается искушениям и с достоинством выдерживает все сваливающиеся на него испытания. В нем не пошатнулась вера, он сохранил лучшие качества. Герой прошел духовную эволюцию от новообращенного до верующего человека.

Он достойно погибает на войне, сохранив нравственную чистоту. Смерть здесь — Божий дар, который христианин должен принять со смирением, освободившись от всех земных искушений. Таким образом, силы зла в книге Клайва Льюиса не смогли заполучить человеческую душу.

Смысл произведения

«Письма Баламута» написаны в увлекательной манере, однако сборник бесовских писем-наставлений призван предупредить человека об ошибках, которые могут возникнуть на духовном пути. В тексте намеренно смещаются нравственные акценты.

Баламут искажает христианские истины, нападает на Церковь, старается скомпрометировать библейское учение. Человек здесь предстает не как образ и подобие Бога, а как «пациент».

Подчеркивается греховная природа людей, отрадная для обитателей преисподней: трусость, чревоугодие, фамильярность, лживость, скупость, развращенность, тщеславие.

Эта книга о том, что в мире постоянно ведется борьба между Добром и Злом, и человек всегда свободен в своем выборе. Зло в «Письмах…» становится настолько зримым, что открывает читателю глаза на проблемы реальной жизни, заставляя задуматься о собственном пути и об опасности искушений. Для Льюиса было важно показать, что бесы — наши главные враги, которые вредят людям через них же самих.

Современный комикс по книге, автор — Кристен Мак-Кленахан.

Говоря о смысле «Писем…», интересно привести мнение митрополита Сурожского Антония:

«…Когда мы говорим, что любим человека, что это на самом деле значит? Есть английский писатель Льюис, который написал книгу писем старого беса своему молодому племяннику…

Это действительно о духовной жизни, только наизнанку; и вот этот старый чёрт даёт профессиональные советы молодому чертёнку, который в свет-то ещё только выпущен, о том, как надо относиться к людям, что надо делать для того, чтобы их соблазнить и погубить.

И вот между прочим он говорит в одном из своих писем с недоумением: “Не могу понять… Христос говорит, что Он любит людей, и оставляет их свободными.

Как же совместить это!” И продолжает: “Я тебя люблю, но это значит, что я хочу тебя взять в свои когти, тебя так держать, чтобы ты от меня никуда не удрал, тебя проглотить, из тебя сделать свою пищу, тебя переварить так, чтобы от тебя не осталось ничего бы вне меня. Вот что я, — говорит старый чёрт, — называю любовью. А Христос, — говорит, — любит и отпускает на свободу…”».

«Именно в периоды спада, а не в периоды подъема человек ближе всего к тому, кем Враг [так Баламут называет Бога] назначил ему быть. Поэтому молитвы, обращенные к Нему в “духовную засуху”, Он и ценит больше всего».

(Из восьмого письма Баламута)

Интересные факты

У «Писем Баламута» есть продолжение. Это короткий рассказ «Баламут предлагает тост», который был написан Льюисом в 1958 году. По сюжету Баламут отправляется на выпускной банкет бесов-искусителей, где произносит пространную речь. Здесь Льюис критикует современную ему систему образования.

У Льюиса была идея уравновесить наставления старшего беса младшему советами архангела ангелу.

Образы бесов у Льюиса отличаются от принятого в литературе традиционного изображения этих персонажей: это не глупые черти народного фольклора и не величественные духи «Потерянного рая» Мильтона. В «Письмах…

» нет знаменитого мотива продажи души дьяволу.

Баламут, Гнусик, Гад, Подхалим, Лестегубка и другие бесы повести Льюиса интересуются простыми людьми, а не какой‑то исключительной личностью (как, к примеру, Мефистофель — Фаустом).

Именно «Письма Баламута» принесли Льюису писательскую славу. Например, американский журнал «Time» поместил на свою обложку портрет Льюиса и его лукавого героя.

В СССР книга, как и многие произведения христианской тематики, была долгое время запрещена и распространялась через самиздат.

«Неважно, сколь малы грехи, если их совокупность оттесняет человека от Света и погружает в ничто».

(Из двенадцатого письма Баламута)

Карьеру ученого-литературоведа Льюис начал в Оксфорде. Около тридцати лет он преподавал английскую литературу в Магдалинском колледже.

Повествование в форме писем существовало в литературе до «Писем Баламута» как особый жанр. Это были так называемые эпистолярные романы (от греч. epistole — письмо), появившиеся в европейской литературе в XVII–XVIII вв. Большим успехом пользовались романы Ричардсона, Руссо и Гёте.

ФОМА

Источник: https://foma.in.ua/articles/pisma-balamuta

Коротко о важном для тех, кто еще не читал «Письма Баламута» К. С. Льюиса

Льюис кэрролл письма баламута. Военный проповедник из Оксфорда

05.02.201905.02.2019

«Письма Баламута» британский профессор и апологет Клайв Стейплз Льюис (1898 — 1963) написал в 1942 году. Сегодня книга продолжает влиять на мировоззрение людей и отвечает на сложные вопросы в простой форме. Как она появилась на свет и что в ней особенного? Читайте дальше.

История написания

В годы Второй мировой войны Клайв Льюис записался в ополчение и отправился воевать на территории Франции. Он видел в войне один из этапов вечной борьбы между Добром и Злом. В качестве проповедника Льюиса — профессора английской литературы, прекрасно владеющего словом — пригласили вести передачи на радио и выступать перед британскими солдатами.

Во время этих выступлений у Льюиса возник замысел рассказать о вере и религиозных истинах в необычной, «перевёрнутой» форме — от лица беса-искусителя. Так, в 1941 году писатель создал ряд необычных проповедей в форме писем «От беса к бесу», которые опубликовала английская газета «The Manchester Guardian».

Позднее появляется имя Баламут, и уже в 1942 году из отдельных писем появилась книга «Письма Баламута».

Клайв Льюс говорил, что такое художественное заглядывание в ад далось ему тяжело:

«Настроить разум на бесовский лад легко, но неприятно, во всяком случае, забавляет это недолго. От напряжения у меня как бы сжало дух. Мир, в который я себя загонял, говоря устами беса, был трухлявым, иссохшим, безводным, скрежещущим, там не оставалось ни капли радости. Я чуть не задохнулся, пока не кончил книгу, а если бы писал дальше, удушил бы читателей».

О чем книга?

«Письма Баламута» — это 31 послания старшего беса Баламута своему племяннику — бесу-искусителю Гнусику. От наставника к ученику. Опытный Баламут занимает высокую должность в адской бюрократии и дает молодому племяннику советы для того, чтобы «выкрасть» у Бога человеческую душу и ввергнуть её в ад.

У Гнусика есть свой подопечный среди людей — это молодой человек, который только что встал на путь веры и которого во что бы то ни стало нужно соблазнить, совратив с истинного пути. У Баламута есть целая методика. Чтобы склонить человека к какому-нибудь греху (унынию, гордыне и пр.

), подорвать веру, подменить служение Богу потаканием своим порокам, Гнусик должен выполнять определенные задания и письменно отчитываться по ним своему дядюшке. О содержании писем юного беса читатель узнает из писем Баламута, так как он их подробно комментирует и дает обстоятельные рекомендации. Баламут также интересуется успехами своего племянника у других бесов-искусителей.

К примеру, самостоятельно наводит справки о благочестивой девушке, в которую влюбился подопечный Гнусика.

Более глубокий смысл

«Письма Баламута» интересная и развлекательная книга, которая тем не менее предупреждает человека об ошибках, которые могут возникнуть на духовном пути. В тексте намеренно смещаются нравственные акценты.

Баламут искажает христианские истины, нападает на Церковь, старается скомпрометировать библейское учение. Человек здесь предстает не как образ и подобие Бога, а как «пациент».

Греховная природа людей, отрадная для обитателей преисподней: трусость, чревоугодие, фамильярность, лживость, скупость, развращенность, тщеславие, — главная тема.

Эта книга о том, что в мире постоянно ведется борьба между Добром и Злом, и выбор остается за человеком.

Зло в «Письмах…» становится настолько зримым, что открывает читателю глаза на проблемы реальной жизни, заставляя задуматься о собственном пути и об опасности искушений.

Для Льюиса было важно показать, что бесы — наши главные враги, которые вредят людям через них же самих.

Цитаты:

«Поистине, самая верная дорога в ад — та, по которой спускаются постепенно, дорога пологая, мягкая, без внезапных поворотов, без указательных столбов».

«Люди гневаются не от простой неудачи, а от неудачи, воспринятой как несправедливость». 

«Целомудрие, честность и милосердие без мужества — добродетели с оговорками. Пилат был милосерден до тех пор, пока это не стало рискованным».

«Основная особенность страдания и наслаждения в том, что они совершенно реальны и, пока длятся, дают человеку критерий реальности». 

«Трусость — единственный из пороков, от которого нет никакой радости: ужасно ее предчувствовать, ужасно ее переживать, ужасно и вспоминать о ней».

«Чего бы людям ни хотелось, им всегда кажется, что у них на это есть право». 

«У нашей атаки много больше шансов на успех, если внутренний мир человека скучен, холоден и пуст».

«Процветание привязывает человека к миру. Он чувствует, что «нашел в нем свое место», тогда как на самом деле это мир находит свое место в нем». 

Источник: https://www.invictory.org/articles/reviews/10032-korotko-o-vazhnom-dlya-teh-kto-eshhe-ne-chital-pisma-balamuta-k-s-lyuisa

Повесть Клайва Льюиса «Письма Баламута»: краткое содержание

Льюис кэрролл письма баламута. Военный проповедник из Оксфорда

«Письма Баламута» Клайва Льюиса — уникальное произведение. Это и повесть в лучших традициях эпистолярного жанра, и философская притча, и аллегорическое религиозное наставление.

«Письма» были созданы в 1941—1942 годах, когда успешный оксфордский профессор делал свои первые шаги в мире художественной литературы. На его счету было несколько ранних стихотворных сборников, первая часть «Космической трилогии» и «Страдание» на религиозную тематику.

После публикации «Писем Баламута» о Льюисе стали говорить, как о талантливом прозаике. Ему еще предстоит написать десяток замечательных философско-религиозных произведений и создать культовые «Хроники Нарнии», которыми будет зачитываться весь мир.

Но история Клайва Льюиса-писателя начиналась именно с «Писем Баламута».

Военный проповедник из Оксфорда

Шла Вторая мировая война. Клайв Льюис, уже испытавший тяготы солдатской жизни во время Первой мировой и потерявший боевого товарища, записывается в ополчение.

Уважаемого профессора английской литературы приглашают вести радиопередачи, но не по филологии. Во время войны людям нужна не занимательная наука, а вера.

Так Клайв Льюис, сравнительно недавно перешедший от атеизма к христианству, становится проповедником.

Свои религиозные выступления он облекает в занимательную форму. Перво-наперво Льюис выбирает абсолютно нетрадиционного проповедника — им становится Сатана. Эти необычные поучения получили распространение в печати.

Так, в 1941-м газета The Manchester Guardian публикует письма «От беса к бесу».

Позже Льюис дал своему представителю преисподней игривое имя Баламут, а разрозненные произведения были собраны в целостный роман в письмах и названы «Письмами Баламута».

Литературный успех

В 1959 году успешный проект получил продолжение в книге «Баламут предлагает тост». Несмотря на то что автор собирался создать проповедь от лица антагониста черта — архангела, публике больше нравилось слушать смелые наставления, исходящие из уст мифологического представителя темных сил.

Во второй части Баламут отправляется на выпускной банкет бесов-искусителей и произносит длинную речь. А поскольку времяисчисление у представителей потустороннего мира несколько отличается от человеческого, выпускной речи хватило на целое произведение.

«Баламута» неоднократно собирались экранизировать. Права на создание киноверсии были выкуплены еще в 50-е годы, однако дата релиза оттягивалась от года в год.

В 2008-м 20th Century Fox начинает работать над сценарием, создает шорт-лист предположительных режиссеров и называет датой релиза 2010 год.

Однако съемки так и не состоялись — создатели побаивались вкладывать деньги в фильм, сделанный на основе безфабульного романа в эпистолярном жанре. Пока что «Письма Баламута» ждут своего времени и своего режиссера.

Иллюзия «настоящей жизни», или Как вести подопечного

«Письма Баламута» состоят из тридцати одного послания. Их адресатом является племянник беса Баламута Гнусик. Во вступлении автор предупреждает доверчивого читателя не принимать все написанное Баламутом за чистую монету, ведь Дьявол — отец лжи, так что даже названное правдой может не соответствовать истине.

В первом письме многоопытный дядя Баламут, занимающий административную должность в адской бюрократии, поучает своего молодого племянника Гнусика, как правильно вести «подопечного», то есть человека, и не дать ему перейти на сторону Врага. Самое главное в этом нелегком деле поддерживать постоянный контакт с тем, что люди называют «настоящей жизнью», ведь обитатели земли бесконечно порабощены обыденным.

К примеру, однажды у Баламута был подопечный — крепкий атеист. Этот самый атеист однажды засиделся в библиотеке и стал задумываться. Враг со своими гнусными речами оказался тут как тут. Баламут понимал, что самое верное в этой ситуации направить подопечного к «настоящей жизни».

Он сразу же навеял человеку чувство голода. Враг, по всей видимости, нанес ответный удар (бесы, увы, не могут читать его мысли), внушив, что занятия с книгами намного важнее обеда.

Тогда Баламут настойчиво предложил подопечному сперва наполнить желудок, а уж потом обратиться к размышлению над столь серьезными вещами.

Человек заметно повеселел и вышел на улицу. Баламут тут же подсунул ему еженедельную газету, автобус, идущий по привычному маршруту, и пеструю толпу горожан.

Все эти атрибуты «настоящей жизни» тут же вывели подопечного с опасного пути, на который он едва не оступился в библиотеке Британского музея. Когда у людей перед глазами есть знакомое и привычное, они просто не могут верить в незнакомое и непривычное.

Кстати, тот самый атеист по-прежнему пребывает в доме Отца Баламута, Гнусика и прочих им подобных.

Виды смеха, или Как понять подопечного

Сбивать человека с вражеского пути, на самом деле, очень непросто. Приходится тщательно вникать в психологию подопечного, ведь бес никогда не был человеком, в чем его огромный минус перед Врагом. Потому, поучая юного бесенка-искусителя, Баламут много рассуждает о человеческих эмоциях. Так, одиннадцатое письмо он целиком посвящает смеху.

Смех, оказывается, бывает разным. В большинстве своем это довольно безобидный инструмент, но иногда он несет опасность. Вот, например, радость. Ее испытывают влюбленные, добрые друзья, увидевшиеся после разлуки, люди, слушающие хорошую музыку. Радость — это необъяснимое учащение ритма блаженных эмоций, оно совершенно непонятно для чертей, зато, говорят, что-то подобное наблюдается в Раю.

Но есть и полезный смех. Бесы называют его развязным. Он не стоит особых усилий, высмеивает добродетель и притупляет ум. Многие человеческие обитатели дома Отца Баламута, Гнусика и прочих им подобных наивно считают, что радость и развязный смех — практически одно и то же. На самом деле между этими двумя видами смеха лежит огромная пропасть.

Лжевера, или Как привить человеку гордыню

Важнейшее задание беса — свести жизнь человека к какому-нибудь пороку. Не мелкому прегрешению (это достойно лишь чертят-пакостников), а непоправимому духовному уродству, с каким в рядах Врага по головке не погладят и неизменно спишут беднягу в дом Отца Баламута, Гнусика и прочих им подобных.

Так, в двадцать четвертом письме Баламут дает племяннику мастер-класс о том, как привить человеку гордыню.

В этом важно не оступиться и не привести подопечного к самолюбию, социальному чванству, что в сравнении с истинной духовной гордыней — всего-навсего ерундовые пороки.

Важно всегда удерживать подопечного в тонусе, не позволяя ему задаваться опасным вопросом «А за что собственно я себя хвалю»?

Есть масса путей, по которым можно привести человека к духовной гордыне, но самый коварный лежит через веру.

Нужно сперва позволить подопечному уверовать, а потом постепенно натолкнуть его на мысль о том, что христиане лучше, совершеннее неверующий. Пусть он думает, что христианство — мистическая каста, а он — посвященный, избранный, сверхчеловек.

Пусть он презирает всех, кто не с ним, а, если будет позволять власть, пусть гнобит их и уничтожает. Вот это и есть настоящая духовная гордыня!

Потеря души, или Чего Он на самом деле хочет?

Но вот новичок искусительного дела Гнусик теряет душу. Да-да, его подопечный нежданно прозрел, а вместе с ним на несколько мгновений прозрел и бес Гнусик.

И он увидел, как это существо из грязи и пыли, зачатое в постели и названное человеком, стоит перед теми, перед кем он, Гнусик, может только ползать.

Это крошечное создание теперь видит Их, видит Его, в то время как для беса Они — источник ослепительного света, что выедает глаза и прожигает кожу.

Теперь для человека все стало ясно. Он вспомнил, что все эти годы земного беспамятства был не одинок, Они всегда были в его жизни. «Человек все умирает, и умирает… И вот он уже вне смерти. Как я мог сомневаться в этом?» — радостно восклицает просветленный.

Он больше не подвластен Отцу Баламута, Гнусика и им подобных. Его не искусить благами «настоящей жизни», ведь они для него стоят не более, чем «побрякушки размалеванной бабы для мужчины, узнавшего, что та, которую он любил всю жизнь и считал умершей, теперь стоит у его дверей».

В чем загвоздка? Почему мы теряем души? Задается вопросами многоопытный бес Баламут. Наверняка, проблема в некомпетентности адской разведки, ведь ее агентам так и не удалось выяснить, чего Он на самом деле хочет.

Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/klajjv-stejjplz-lyuis/pisma-balamuta.html

Юрист на связи
Добавить комментарий