Как делать инкрустацию по дереву. Как инкрустировать деревянное изделие металлом

Мозаика и инкрустация

Как делать инкрустацию по дереву. Как инкрустировать деревянное изделие металлом

Мозаика по дереву применяется в художественно-декоративных работах и предметах прикладного искусства.

Примером простейших мозаичных работ являются деревянные шахматные доски, у которых поля и бортовая окантовка набраны из массивных кусочков разноцветной древесины.

К числу мозаичных работ можно отнести настилку мозаичных полов, мозаичные украшения мебели, ларцов, шкатулок и предметов домашнего обихода.

В чем суть мозаичных работ

Мозаичные работы по дереву заключаются в наборе определенного рисунка из кусочков массивной древесины различных конфигураций, цвета и тона, закреплении их на плоскости изделия и отделке вместе с фоном.

К числу мозаичных работ относят интарсию, которая в последние годы получила самостоятельное направление в художественной обработке древесины. К мозаичным относят работы из цветного строганого шпона, тонких пластин металлов, кости, перламутра и др.

Как правило, мозаику укладывают в одной плоскости с фоном. По способу выполнения работы она похожа на декоративное облицовывание.

Где ознакомиться со способами выполнения мозаичных работ

Мозаичные работы, включая интарсию, можно выполнять способами, описанными в разделе декоративного облицовывания. Более подробно о мозаичных работах написано в книге Е. С. Двойниковой и И. В. Лямина «Художественные работы по дереву».

Как сделать накладной рисунок из дерева

В работе резчика иногда возникает необходимость в изготовлении выпуклого накладного рисунка или автографа на изделии. Он выполнен контрастными объемными буквами и линиями, выступающими над фоном. Техника таких работ сродни мозаичным работам и инкрустации, заключается она в следующем.

На отделанный фон, до покрытия его лаком, карандашом (можно через копировальную бумагу) наносят рисунок и проклеивают его клеем, хорошо проникающим в поры древесины. Затем сверлом диаметром чуть меньшим толщины требуемых линий с помощью бормашины по всему рисунку просверливают гнезда глубиной 3— 4 мм.

Перемычки между гнездами не должны превышать толщиной линий рисунка. Предварительным проклеиванием предотвращают выкрашивание древесины в тонких перемычках между гнездами. Для рисунка выбирают породу, по цвету контрастирующую с фоном.

Торцевой срез древесины высотой около 8—10 мм раскалывают на дощечки толщиной в линию рисунка с припуском на обработку. С помощью ножа-косяка дощечки с одной стороны заостряют на шпильки, очень похожие на те, которые применяются в сапожном деле.

Шпильки забивают на клею в гнезда рисунка, следя за тем, чтобы стороны их совпадали с направлением линий рисунка. После просушивания промежутки между шпильками заполняют незаостренными шпильками также на клею.

Чем инкрустация древесины отличается от мозаики

Мозаика выполняется деталями из древесины разных пород. В инкрустации рисунок набирается из недревесных материалов, включая металлы, не поддающиеся окислению, перламутр, стекло, кость.

В мозаике общий фон может входить в набор, который накладывается на плиту или на изделие. В, инкрустации общим фоном является древесина изделия, в которую врезаются детали инкрустации.

Методом мозаики и особенно интарсии можно не только орнаментировать изделия, но и создавать выразительные картины и портреты.

Где применяют инкрустацию

Инкрустация применяется для украшения предметов прикладного искусства. Широко известны инкрустированные металлом деревянные кувшины и сосуды, сделанные руками мастеров аула Унуцкуль в Дагестане. Причудливые растительные орнаменты и приемы мастерства там передаются из рода в род.

А кто не видел палок из южных пород дерева, инкрустированных рисунком из металлической проволоки? Известны работы русских, китайских и японских мастеров, чьи инкрустации перламутром на темном фоне лака напоминают искусно написанные натюрморты. Способы инкрустации приведены в книге И. В.

Лямина «Декоративные работы по дереву».

Сочетание металла с деревом вполне правомерно. Однако для такого соединения требуется большая тщательность. Жесткое крепление накладных металлических деталей на недостаточно просушенную деревянную основу приводит к ее короблению.

Какие требования предъявляют к рисунку для инкрустации

Инкрустация выполняется путем врезания в древесину деталей рисунка из недревесных материалов. Вырезать в древесине гнездо с тонкими перегородками трудно.

Поэтому рисунок для инкрустации должен быть лаконичным, выразительным, без излишних деталей. Вторым важнейшим требованием к рисунку для инкрустации является соответствие его размеров размерам изделия.

Рисунок должен органически вписываться в изделие, своими размерами не «давить» его, но и не должен быть слишком маленьким.

Как выбирать материал для инкрустации

Материал для инкрустации выбирают по принципу контраста с основным фоном композиции. Нельзя допускать, чтобы металлические детали по цвету сливались с древесиной.

Для темных пород древесины выбирают светлые металлы: серебро, мельхиор, нержавеющую сталь или светлые медно-оловянистые сплавы (латунь, томпак и др.).

Для светлых пород древесины берут темные металлы: темную медь или светлые металлы с чернением.

Блестящие отполированные детали инкрустации лучше смотрятся на матовом фоне древесины и, наоборот, детали с чернением без металлического блеска требуют глянцевой отделки фона.

Рис. 1. Шкатулка. Липа тонированная, абрамцево-кудринская резьба, инкрустация — резная вставка из самшита.

Рис. 2. Артемов А. Н. Щипцы для орехов. Бук, тонировка, контурная резьба, инкрустация костью.

Резчик-любитель выбирает материалы для инкрустации с учетом технических возможностей, в том числе проволоку или лист нужной толщины. Среди других металлов серебро лучше поддается ковке, из него легче изготовлять ажурные детали и от времени оно не тускнеет. Можно использовать лом серебра или заменять его мельхиором и даже нержавеющей сталью.

Неметаллическими материалами для инкрустации могут служить перламутр, слоновая кость, твердые породы дерева (рис. 1) и др. Детали перламутра вырезают из крышек ракушек — речных жемчужниц.

Слоновую кость заменяют крупной хорошо вываренной животной костью (рис. 2).

Как подготовить основу для инкрустации

Основой для инкрустации является поверхность изделия, в которую врезают узор. Древесину для основы выбирают плотную и однородную по всему полю инкрустации и окончательно обрабатывают его форму. Рисунок инкрустации должен контрастировать с рисунком основы.

Для темных материалов инкрустации выбирают, светлую древесину естественного цвета, а для светлых материалов — белых металлов, перламутра и др. — темную древесину, которую можно получить глубоким окрашиванием (морилкой).

Перед наклеиванием деталей инкрустации основу в окончательном фоне полезно покрыть клеем БФ-2 для упрочения и лучшего сохранения окрашенного слоя.

Как подготовить материал для инкрустации

Материал для инкрустации выбирают в зависимости от характера работ.

Если толщина изделия допускает глубокое врезание и для рисунка требуются короткие штриховые линии, металл используют в виде листа или полос нужной толщины.

Для инкрустации женских украшений, характерных малой толщиной, лучше пользоваться проволокой, прокованной на толщину линий рисунка. Проволока должна быть мягкая, хорошо отожженная.

Проволоку выбирают диаметром примерно в 2 раза большим толщины линий рисунка, чтобы после ее проковки получить полоску нужной толщины.

Детали инкрустации врезают в древесину на клею, поэтому прокованную проволоку-полоску делают шершавой.

Для лучшей связи с клеем полезно провести своеобразное цинубление ее боковых сторон. Для этого нужно прижать проволоку-полоску к верстаку острой гранью личного напильника и протянуть, чтобы на металле остались продольные риски от его насечки.

Как закрепить изделие для инкрустации

Инкрустация — довольно сложный процесс, требующий внимания и большой осторожности в работе. Чтобы получить рисунок нужного качества, необходимо изделие для работы закрепить на верстаке, особенно мелкие детали женских украшений, не повредив их форму и отделку.

Обычно на верстаке или в тисках закрепляют деревянную планку, а в ней вырезают гнездо по форме детали так, чтобы она плотно там лежала и верхняя часть ее выступала над планкой. Деталь прижимают к планке пластинкой из мягкой пластмассы (хлорвинила или полистирола) с помощью шурупов.

В пластинке предварительно вырезают окно по форме верхней части изделия так, чтобы оно входило в это окно. Такое крепление удобно, особенно если женские украшения состоят из множества мелких деталей.

Как нанести рисунок инкрустации на основу

Продуманный и отработанный в деталях рисунок инкрустации переносят на основу — изделие. Место инкрустации должно быть предварительно отшлифовано и, если нужно, затонировано без лакового покрытия.

Рисунок можно нанести на основу от руки карандашом или перенести его с готового рисунка с помощью копировальной бумаги. Затем рисунок прорезают на ширину и глубину деталей инкрустации. Техника прорезания заключается в следующем.

Сначала острой стамеской-уголком прорезают рисунок так, чтобы ширина прорези равнялась ширине линии инкрустации. Прорезь покрывают морилкой и высушивают, а после этого вводят жидкий клей БФ-2. Просушенный клей закрепляет древесину на бортах прорези, что снижает опасность их разрушения при последующих операциях.

Затем канавку рисунка прорезают кончиком тонкого ножа-носяка или острого ланцета сначала по бортам. Круто загнутые участки рисунка по бортам прорезают полукруглыми стамесками или клюкарзами. Для удаления из прорези подрезанной древесины применяют узкую стамеску, лезвие которой не должно быть шире прорези.

Инкрустировать крупные изделия листовым металлом можно более простым способом: штриховой рисунок прорезают ножом на нужную глубину, в прорезь с усилием вгоняют угол листа и срезают его острыми ножницами у поверхности изделия.

Чем закрепляют детали инкрустации

Металлические и неметаллические детали при инкрустации на дереве закрепляют универсальным клеем. Такой универсальностью обладают клеи БФ-2, «Суперцемент», на основе синтетических смол Б-66 и др.

Прорези в древесине и детали инкрустации хорошо проклеивают свежим, не загустевшим клеем. При этом следует учесть, что клей БФ-2 при высыхании образует пленку в местах неплотного сопряжения склеиваемых деталей.

В таких случаях надо применять клей с заполнителем из древесной муки, тонированной под цвет поверхности инкрустации.

Как вводить металл в прорезь рисунка

Металлическую шинку — деталь инкрустации, необходимо предварительно выгнуть по рисунку, проклеить и просушить.

После этого шину и гнездо надо снова смазать тонким слоем клея и ввести в прорезь с помощью пинцета и небольшой отвертки. По мере заполнения прорези металлом металлическую шинку досылают на место ударами легкого молоточка.

Когда рисунок окажется заполненным металлом, его снова смазывают клеем, хорошо просушивают и обрабатывают.

Неметаллические детали инкрустации вырезают по рисунку и этим же способом вводят в гнезда с клеем.

Как обработать инкрустированный рисунок

Заполненный металлом рисунок инкрустации сначала осторожно опиливают на уровне фона личным напильником или надфилем. Древесину изделия при этом трогать напильником нельзя.

После опиливания на поле инкрустации должен проявиться четкий рисунок из металла. Затем малым утюжком с мелкой шкуркой рисунок шлифуют и, если нужно, полируют металлические части гладилками вручную.

Мелкие рисунки на женских украшениях можно полировать иголкой, которая вполне заменяет гладилку.

Как сделать объемный рисунок из металла

Для большей выразительности рисунок или надпись из металла делают объемными. Такую работу можно выполнить методом обычной инкрустации металлической шинкой, выступающей над фоном изделия на нужную высоту. Более простым, но менее надежным является объемный рисунок из проволоки.

В этом случае из осветленной проволоки (шлифованной или полированной) выгибают нужный рисунок или его детали и усики для крепления его к древесине изделия. Усики должны располагаться на нижней стороне рисунка. Сравнительно просто выгнуть усики на концах детали. Но если их окажется мало, в промежутках между ними припаивают дополнительные усики, которые вводят в изделие.

Для каждого усика древесину прокалывают шилом, проклеивают и вводят детали, после чего просушивают и зачищают.

Источник: https://pandia.ru/296617/

Инкрустация по дереву – этапы выполнения работы

Как делать инкрустацию по дереву. Как инкрустировать деревянное изделие металлом

Инкрустация — это искусство украшать создаваемые изделия. Пластины материала, с помощью которого происходит набор узора, врезают в материал – базу. Они отличаются фактурой и цветом. После всечки поверхность изделия будет гладкой.

Древнейшее искусство изначально появилось на Востоке. Позднее приобрело новые варианты применения в Древней Греции и Риме. Высокого уровня мастерства достигло в XI-XIII в. благодаря итальянским архитекторам. Постройки их белого камня украшали богатыми орнаментами.

На Руси в IX-X вв. ремесленники владели искусством инкрустирования стали.

Материалы для работы

Сырьём для инкрустации является:

  • Мрамор. Белый, зелёный или чёрный камень служит базовой для композиции. Популярность белого мрамора более высокая. Он обладает удивительной особенностью менять оттенки в зависимости от попадающего на него света. Индийский Тадж-Махал воздвигнут из белого мрамора. Днём, когда светит солнце, он белоснежный, под лучами заходящего светила – розовый и серебристый при яркой луне.
  • Дерево. Древесина грецкого ореха отличается своей удивительной текстурой. Более твёрдой и менее податливой к всечке — древесина пород ясеня, яблони и груши, дуба, акации и клёна.
  • Металл. Как основа, например, для оружия – это сталь. Для создания орнаментов на дереве применяют листовую медь, олово, латунь, алюминий, бронзу, серебро, золото. Они удобны в изготовлении и дают красивое сочетание с древесным тоном.
  • Драгоценные камни. Здесь всё зависит от фантазии мастера.
  • Слоновая кость.
  • Перламутр.

Внимание! От выбранного сырья зависит способ декорирования и методика.

Базовые приёмы работы по созданию инкрустированных изделий:

  1. Из сырья для декора делается заготовка крупной детали. Её контур вырезается на основе и в это ”гнездо” вклеивается декор.
  2. Более сложный способ для декора с помощью узоров. По контуру наброска, нанесённого на древесину, делаются скошенные выемки, в которые затем выгоняют вставки.

Этапы создания инкрустированных предметов из древесины

  • Рисунок. От тщательного эскиза зависит качество и точность создаваемого изделия. Копируют на кальку схемы, узоры для инкрустации, например, металлом по дереву. С помощью кальки переводят набросок на поверхность деревянной заготовки.
  • В зависимости от вставки, делается всечка или выемка.
  • Нанесение клея и всечка деталей.
  • Шлифовка, выравнивание поверхности.

Виды инкрустации

Разнообразны виды инкрустация на деревянных предметах.

ВидыОснова изделияЭлементы вставки
ИнтарсияДеревоДерево
МаркетриДеревоШпон (деревянная щепа)
ТаушированиеМеталл, дерево, кость, рог.Мягкие драгоценные металлы.

Интарсия

В деревянную основу делается вставка деталей из другой породы дерева. Они отличаются друг от друга по цвету древесины либо одного тона и оттенка. Всё зависит от задуманного. Картинка наносится иглой по кальке с готовым контуром рисунка. Вырезаются гнездо или скошенные выемки. На клей посадить элементы. Лишнее убирается аккуратно напильником. Завершающий этап — шлифовка.

Инкрустация с использованием перламутра

Инкрустация перламутром проводится по технологии интарсии древесины.

От мастера требуется осторожность в работе с перламутром. Он хрупкий и легко слоится. Необходимо защитить лёгкие от попадания в них перламутровой пыли.

Процесс начинается с выпиливания деталей с помощью маленького лобзика и пилочек для ювелирных дел. Затем идёт подготовка гнёзд для элементов картинки. После подгонки перламутра и дерева, вставку вклеивают. Итоговый штрих — нанесение на перламутр штрихов и рисунков.

Выполненные орнаменты с перламутровыми всечками на дереве достойны восхищения.

Инкрустация с перламутром

Маркетри

Техника доступная для начинающих. За основу берётся дерево, а орнамент наносится с помощью деревянного шпона разных оттенков. Из шпона складывается рисунок по принципу мозаики. Рисунок из шпонированных деталей накладывается на приготовленную деревянную основу, полируется, пропитывается маслами и лаком, при желании.

Маркетри по дереву используется для изготовления паркета, обеденной мебели, сувенирных изделий.

Техника требует от мастера терпеливости, аккуратности и эстетического вкуса.

Тауширование

В процессе интарсии по дереву можно дополнить оформление и использовать металлопроволоку. Сечение проволоки может быть различным, смотря что задумано автором. Проволоку можно вытянуть до необходимого размера сечения. Для неё прокладывают канавки, в соответствии с размерами, закапывают клей и специальным молоточком забивают проволоку.

Наряду с проволокой для узоров по дереву своими руками можно использовать жидкий металл. Главное, чтобы древесина была устойчива к его высокому температурному воздействию. Для мастера этот процесс опасен и необходимо соблюдать меры предосторожности.

Инструменты по созданию всечки металла по дереву:

  1. Резец для вырезки каналов.
  2. Твёрдые бокорезы.
  3. Молоточек 50-70 г весом.
  4. Пинцет для работы с мелкими и подкрутки металлических деталей.
  5. Напильники мелкой и грубой насечки.
  6. Плоскогубцы.
  7. Круглогубцы.
  8. Абразивные бруски.
  9. Бокорезы для выполнения грубой работы.

Тауширование использовалось в декоративной отделке стали. Таким способом делали золотую насечку на стальном белом оружии. Гладь металла с насечённым рисунком зачеканивают золотую или серебряную проволоку. В процессе шлифовки она составляет неразделимое целое с поверхностью стального изделия.

Исторический пример:

На Руси оружие и воинские доспехи украшали всечкой из золота и серебра. Из единого стального листа с декорированными серебром накладками изготавливался княжий шлем для Ярослава Всеволодовича (IX-X вв. правления).

Важно! Преимущества, которые дает инкрустация по дереву, заключаются в экологичности природных материалов, их высокой прочности. С их помощью можно создать потрясающее разнообразие декоративных элементов. Использовать во многих областях.

Историческая справка

Древние мастера использовали имитацию инкрустации по дереву. Для всечки использовали разнообразные цветные пасты, которые смешивали с клеем. Этим составом заполняли подготовленные орнаменты. Легко удавалось имитировать чёрное дерево, слоновую кость, бирюзу, малахит и другое.

Источник: https://vseogarage.ru/poleznye-sovety/inkrustatsiya-po-derevu.html

Мозаика по дереву своими руками

Как делать инкрустацию по дереву. Как инкрустировать деревянное изделие металлом

Существует несколько видов техники выполнения мозаики. О некоторых из них вы узнаете из этой статьи. Также вы можете попробовать сделать мозаику по заранее подготовленому дереву в технике интарсия своими руками, пошаговый мастер класс поможет вам в этом.

Создаем мозаику по дереву своими руками в технике интарсия

Один из видов декоративно – прикладного искусства называется интарсия. Это непростая техника, но освоив её, вы сможете создавать удивительно необычные вещи. Изделия ручной работы служат прекрасным украшением интерьера.

Для работы выбирают древесину разных цветов и оттенков, затем нарезают на тонкие ленты, сразу обрезая все дефектные места. Полученные полоски склеивают между собой в листы нужных размеров, из которых впоследствии вырезают фрагменты узора для мозаики. Затем детали узора плотно подгоняют и приклеивают друг к другу.

По завершении работы, лицевую сторону изделия тщательно полируют. В данной технике можно выполнить вот такое панно.

Но для того чтобы творить шедевры, начинающим умельцам в первую очередь, необходимо научиться пользоваться резаком. Держать его легко, как авторучку или карандаш, тогда и дело будет спориться. А сейчас начните с более легкого задания.

Мастерим деревянную бабочку по уроку для начинающих

Этот урок для начинающих. Изготовление такой бабочки потребует немного усилий, зато она будет красиво смотреться на вашей мебели или на стене. Выполняется бабочка в технике интарсия.

Для работы понадобятся:

  • Кусочки древесины разных цветов и оттенков.
  • Листы бумаги для эскизов.
  • Ножницы.
  • Карандаш.
  • Клей ПВА.
  • Кнопки канцелярские или баллончик клея.
  • Кусок фанеры.
  • Лобзик.
  • Наждак с кругом для шлифовки изделия.

1)Специально для новичков, прилагается простая готовая схема. Стрелки на ней указывают направление волокон древесины, остается нанести оттенки предполагаемого узора, соответственно подготовленному материалу. Распечатайте картинки, сразу несколько экземпляров, из них вы будете вырезать лекало для каждой детали в отдельности.

2)Вырежьте лекала из бумаги и приклейте их на древесину по цвету и направлению волокон (перед началом работы, следует хорошо очистить дощечки от пыли), затем начинайте выпиливать детали. Старайтесь вырезать аккуратно, чтобы фрагменты идеально подходили друг к другу. Малейшая неточность может в итоге вылезти в большую погрешность.

3) Все детали, которые по схеме находятся в одном уровне, склейте между собой и обработайте одновременно.

4)Сгладьте внешние грани, отполируйте детали и склейте их вместе. Затем вырежьте подложку из куска фанеры и приклейте на неё готовую бабочку.

5)Проверьте поверхность изделия, чтобы на ней не осталось никаких изъянов, при необходимости еще разок отполируйте и покройте лаком. Бабочка готова.

Мозаика блочная.

Способ изготовления блочноймозаики требует определённых усилий, если все делать вручную. Но в настоящее время этот процесс механизировали, а изделия, выполненные в этой технике, становятся все более популярными. 

Перед началом работы сначала рисуют эскиз. Затем из брусков или пластинок древесины разных оттенков собирают блоки, склеивая их вместе по заданной схеме.

После чего, уже готовые бруски разрезают на фрагменты поперек волокон. Таким образом, на торцевой части блоков обозначается одинаковый узор.

Готовые блоки наклеивают на поверхность деревянной подложки или готовых изделий, также можно вставлять их в углубления создавая рисунок.

Инкрустация по дереву.

Существует особый вид мозаики как инкрустация по дереву.  Изначально инкрустацию делали путем наклеивания фрагментов из тонкой фанеры различных пород деревьев.

Чуть позже вместо фанеры стали применять различные материалы – слоновую кость, металл, камни и др. Узор создавался путем врезки фигурок в деревянную поверхность.

Изделия, выполненные в такой технике, смотрятся очень эффектно.

Мастерам, для создания более живописного эффекта, не стало хватать естественных оттенков древесины и они стали применять различные приемы обработки дерева – протравку, обжиг, окрашивание в нужный цвет. Узоры стали более яркими и живописными.

Еще один из видов прикладного искусства – резьба по дереву. Если вы освоите основы техники выполнения некоторых элементов, то занятие резьбой покажется вам намного проще, чем казалось на первый взгляд.

Хорошим украшением могут стать резные картины, мебель и другие предметы интерьера, можно сделать внутреннюю отделку стен, внешнюю отделку дома – ажурные кружева из дерева способны превратить ваш дом в терем, как на этом фото.

по теме статьи

Источник: https://sdelala-sama.ru/podelki/1105-mozaika-po-derevu-svoimi-rukami.html

Юрист на связи
Добавить комментарий